Предстоящие мероприятия

Никаких мероприятий не ожидается.

Песнь Семнадцатая. Наставления на Пути Дзогчен

Э ма хо! И снова, мои возлюбленные сыновья и дочери, слушайте!
Полностью постигнув изначальное состояние реальности воззрения Дзогчен и утвердившись в нём, вы должны резко отсечь путы привязанности и отвращения к семье и родине.

Идите в одиночестве в лес или в горное отшельничество.
Отвергните любой физический труд и живите свободно, успокойте все словесные выражения и оставайтесь в молчании,
Выйдите за пределы мысли и позвольте уму слиться с пространством.
Расслабьтесь в этом состоянии без попыток что-либо изменить, без рассеянности или сосредоточенности на сознании.

Когда ум свободен от всех желаний и убеждений, это воззрение Дзогчен.
Пребывайте в состоянии не-медитации. Реализуйте плод Дзогчен, не-достижение.

Далее, когда вы успокоились в равностности, живя согласно воззрению, не впутывайтесь в паутину оценочных мыслей, говоря себе:
"Сейчас я достиг состояния осознанности!" или "Сейчас я в ловушке ужасной подавленности!"
Нет, оставайтесь пробуждёнными в пространстве дхармадхату без любых преставлений о настоящих или будущих достижениях, гибкими и восприимчивыми в неограниченной свободе.

Вы не можете постичь истину за пределами концепций вашим ограниченным рассудком, вы не можете достичь места не-деяния посредством временной активности.
Если вы хотите достичь неконцептуального плода не-деяния, оставайтесь в обнажённой осознанности, свободной от цепляния за двойственность.

Высшее воззрение свободно от любой концептуальной двойственности.
Высшая медитация свободна от взращивания одних качеств и отвержения других.
Высшее поведение запредельно любому усилию.
Высший плод пребывает неизменно, запредельный стремлениям.

Если вы ищете воззрение, то не сможете его достигнуть – прекратите свои поиски.
Оно не может быть открыто в медитации, поэтому отвергните состояние медитативного погружения и умственные образы.
Оно не может быть получено ни одним из ваших действий, поэтому оставьте попытки относиться к миру как к волшебной иллюзии.
Его нельзя найти в поисках, поэтому откажитесь от любой надежды на результат.

Не пребывайте в предубеждённости и предвзятости, таким образом портя свободное и не подверженное построениям мгновенное присутствие цеплянием и привязанностью.
Это отсутствие самосущей природы, светоносная осознанность – высшая цель любого воззрения.
Это всепроникающее, всеохватывающее состояние ума, выходящее за пределы рассудка, – высшая цель любой медитации.
Эта естественная, беспристрастная, свободная и лёгкая спонтанность – высшая цель любого поведения.
Это нежданное, спонтанное достижение, существующее с самого начала, – высшее из всех достижений.

Основа воззрения – созерцание пустоты и ясности без цепляния за них.
Основа медитации – достижение внутреннего освобождения без цепляния за него.
Основа поведения – расслабление со свободной и непринуждённой реакцией на шесть органов чуств.
Основа плода – потеря всех ожиданий и опасений.

Когда в уме нет ограничений, мы обладаем высочайшим воззрением.
Когда у него нет точки опоры, мы практикуем высочайшую медитацию.
Когда мы свободны от любых запретов и потакания желаниям, мы обладаем высочайшим поведением.
Когда ум свободен от надежды и страха, мы обрели высочайший плод.

Поскольку нечего устанавливать в воззрении, отвергните все навязчивые идеи, предвзятые определения и границы видения.
Поскольку не на что медитировать, позвольте быть всему, что возникает случайно.
Поскольку нет определённого способа поведения, откажитесь от оценок, суждения и критики.
Поскольку нечего достигать, оставьте любую надежду на результат.

Что бы ни возникало, это осознанность, поэтому не цепляйтесь ни за одну вещь.
Ничто не является ею, поэтому не судите и не критикуйте.
Ни одно рассудочное построение не является надёжным, поэтому не делайте предположений.

Изначально чистое непосредственное знание, естественно светоносное, выходит за пределы рассудка и явлений ума, поэтому нечего устанавливать в воззрении.
Поскольку его природа не имеет корня или основы, не на что медитировать.
Поскольку его самоосвобождение выходит за пределы всех ограничений и крайностей, нет ничего, что стоило бы предпринимать на основе сознательного мыслительного намерения.
Поскольку оно запредельно стремлениям, достижениям и желаниям, нет реализации.

Его сущность – пустота, поэтому отвергните самоотречение и самосовершенствование.
Его природа – пустая ясность, поэтому пусть ваши настойчивые усилия уменьшатся.
Всё проявляется беспрепятственно, поэтому забудьте о предпочтениях.
Как только возникают явления, позвольте им быть и не цепляйтесь за них.

Восприятие йогина подобно полёту птицы в небе.
Птица в полёте не оставляет за собой следа: каждое предыдущее ощущение исчезает без последствий – не пытайтесь продлить восприятие, преследуя его и цепляясь за него.
Будущая траектория полёта птицы еще не существует: не предвкушайте следующее восприятие.
Нынешний след птицы в небе лишён цвета и очертаний: восприятия в настоящем просто и незаметно.
Оставьте его и не пытайтесь изменить с помощью противоядий.

Как только явления возникают, позвольте им быть и не цепляйтесь!
Это коренная, сущностная ежедневная практика.
Если вы ни за что не цепляетесь каким бы то ни было образом,
Возникающие явления и эмоциональные омрачения, освобождаясь естественно, становятся чистой изначальной осознанностью.

Воззрение нерождено, находится за пределами концепций, не имеет конкретной отправной точки, поскольку в глубоком погружении у воззрения нет особого содержания.
Медитация – естественно присущий процесс освобождения, поскольку глубокая медитация – это не-медитация.
Поведение – это представление волшебной иллюзии, чистое от любого разделения даяния и приятия, воздержания и излишеств, поскольку глубокая деятельность не имеет цели.
Природа плода – отсутствие как надежды на достижения, так и страха неудачи, поскольку в глубокой практике цель исчезает.

В прошлом, настоящем и будущем ум не имеет причины и основы.
Его спонтанное проявление в форме воспринимаемых видимостей непрерывно и чудесно.
С начала и до конца природа всех явлений чиста, возникает чудесным образом, вечно и совершенно свободна и достигается без усилий!
Этот обычный ум, непринуждённый и неподдельный – энергия Будды, обширное пространство, не имеющее пределов.

Более того, прилагая усилия, исследуя и созерцая ум, вы не видите его непосредственной изначальной природы.
В невообразимой, необъяснимой простоте природы реальности нет ни медитации, ни не-медитации, ни отвлечения, ни не-отвлечения.
Многие освобождаются через естественную не-медитацию.

В невообразимой, необъяснимой простоте природы реальности нет различия меду свободой и зависимостью.
Что бы ни возникало, когда вы постигаете вашу изначальную природу, радость рождается непроизвольно – и какая радость!

Если вы пойманы в ловушку желания отсутствия мыслей, противоречивые мысли умножаются, и в растущем безумии вы носитесь туда-сюда.
Расслабьтесь и слейтесь с изначальным пространством осознанности, которое свободно от прихода и ухода.
Освободитесь и позвольте всему быть. Затем, готовые ко всему, вы будете стойки и непоколебимы, крепки как скала.

Осознайте этот парадокс, мои сыновья и дочери!
Нет ни мельчайшей пылинки, на которую стоит медитировать, но самое важное – поддерживать устойчивое внимание и присутствие ума.